Отключить загрузчик

Русский язык

Целями усвоения дисциплины «Русский язык» являются:

  • cистематизировать сведения слушателей подготовительных курсов о важнейших понятиях орфографии и пунктуации русского языка, о культуре русской речи;
  • сформировать представления о системе правил русского правописания и постановки знаков препинания;
  • повысить уровень практического владения (устного и письменного) современным русским литературным языком в областях орфографии и пунктуации;
  • расширить общегуманитарный кругозор, опирающийся на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка;
  • сформировать навыки устного и письменного общения с учетом требований нормативного аспекта речи;
  • сформировать представление об орфографии как системе, связанной с лексикой, фонетикой, словообразованием и грамматикой;
  • получить представления о графике, орфографии и пунктуации как взаимосвязанных сторонах письма;
  • понимать, в каких областях орфографии происходят наиболее существенные изменения, обусловленные проникновением в русских языках, заимствованных слов, написание которых еще не регламентировано орфографическими словарями; повысить уровень коммуникативной компетенции слушателей;
  • выработать соответствующие умения и навыки в овладении нормативным аспектом культуры русской речи.

Задачи дисциплины:

  • систематизация знаний в области русской орфографии;
  • систематизация знаний в области русской пунктуации;
  • усвоение нормативного употребления функционирования коммуникативных единиц в текстах разных стилей;
  • подготовка к написанию сочинения в форме эссе (для части C1 единого государственного экзамена по русскому языку).

В результате изучения дисциплины слушатель подготовительных курсов должен:

  • Знать:
    • основные орфографические и пунктуационные правила современного русского языка, а также базовые сведения по культуре речи; коммуникативные качества речи;
    • нормы современного русского литературного языка ( орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, стилистические);
  • Уметь:
    • анализировать единицы каждого языкового яруса (от фонетического до синтаксического);
    • выявлять характер наиболее распространенных речевых ошибок и исправлять их; в) определять разновидность изобразительно-выразительных средств русского языка, используемых в различных функциональных стилях;
  • Иметь навыки:
    • нормированного (с точки зрения современного русского литературного языка) выражения своих мыслей в устной и письменной формах;
    • лингвостилистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
    • выполнения комплекса текстовых заданий в рамках вступительных испытаний;
  • Быть ознакомленным с лингвистической литературой для абитуриентов (в том числе тестовыми заданиями для поступающих в вузы, а также материалами для подготовки к ЕГЭ).

Содержание материала определяет характер упражнений по курсу русского языка – от простых до сравнительно трудных, требующих знания материала в целом, а также особых и исключительно сложных случаев. Учебный материал подается в лекционной части занятий по возрастающей сложности и в такой последовательности, которая позволяет учащимся повторять усвоенное ранее, контролировать свои грамматические навыки, устанавливать степень сознательности и автоматизма их закрепления.

Система тестов по русскому языку применяется не только в качестве контроля и учета знаний обучающихся, но и для закрепления навыков (при повторении), для усвоения грамматических правил (при объяснении нового материала). Тестирование применяется параллельно с диктантами и упражнениями. Тестирование позволяет привить, закрепить, обобщить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, сэкономить учебное время, получить наглядный результат.


Рабочая программа

Количество часов
Тип курса Всего аудиторных часов
Углублённый 96 часов
Стандартный 48 часов
Экспресс 24 часа
Темы и распределение времени
Наименования тем, вопросы занятий Углублённый Стандартный Экспресс
Орфография
Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением и не проверяемых ударением).4 часа2 часа1 час
Понятие языковых уровней. Стили литературного языка. Содержание лексического уровня. Расширение лексического запаса учащихся.2 часа1 час-
Чередование гласных в корне слов.4 часа2 часа1 час
Правописание глухихи звонких согласных. Лексические синонимы, антонимы, амонимы. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Расширение словарного запаса учащихся: развитие речи.4 часа-0,5 часа
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Учение о фразиолгизмах. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв.4 часа2 часа0,5 часа
Употребление разделительных Ъ и Ь. Основные понятия орфоэпии. Употребление Ь при обозначении на письме мягкости согласных. Правила произношения согласных. Употребление Ь при обозначении грамматических форм. Правила произвошения отдельных грамматических форм.4 часа2 часа0,5 часа
Правописание И и Ы после приставок. Правила произношения безударных гласных. Правописание О и Ё после шипящих и Ц (общие правила). Правила произношения иноязычных слов.4 часа2 часа0,5 часа
Правописание имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. И и Е в родительном и предложном падежах. Правописание существительных в родительном падеже множиственного числа. Правописание суффиксов имен существительных. Особенности определения рода и числа у некоторых групп существительных.4 часа2 часа2 часа
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание притяжательных прилагательных. Способы употребления переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха и др.4 часа2 часа2 часа
Правописание сложных слов. Трудные случаи правописания сложных имен существительных и прилагательных. Определение рода у сложных существительных.4 часа2 часа-
Основные правила правописания имен числительных, падежные формы количественных числительных. Употребление местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Стилистические фигуры, их использование в художественной речи.4 часа2 часа-
Основные правила правописания имен числительных, падежные формы количественных числительных. Употребление местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Стилистические фигуры, их использование в художественной речи.2 часа1 часа-
Правописание личных окончаний глаголов 1и 2 спряжений. Употребление и правописание разноспрягаемых глаголов. Правописание форм повелительного наклонения глаголов. Правописание инфинитива. Разграничение правописания глаголов в инфинитиве и в 3 лице ед.ч. и мн.ч.4 часа2 часа2 часа
Образование, употребление и правописание причастий, суффиксы причастий, деепричастий. Использование синтаксических конструкций с причастными и деепричастными оборотами. Стилистические правила их построения.4 часа2 часа1 час
Правописание кратких и полных страдательных причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.2 часа2 часа2 часа
Слитное и дефисное правописание наречий.4 часа1 час0,5 часа
Разделительное написание наречных выражений. Значение, употреблений фразеологизмов.4 часа2 часа0,5 часа
Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание предлогов. Основные стилистические правила употребления предлогов. 4 часа2 часа0,5 часа
Употребление частицы НЕ. Употребление частицы НИ. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Правила лексического сочетания слов в русском языке.2 часа1 час0,5 часа
Контрольное тестирование по разделу. Понятия о лексикографии.1 час1 час-
Пунктуация. Простое предложение.
Простое предложениею Некоторые случаи согласования в числе сказуемого и подлежащего.1 час1 час-
Тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях.2 часа1 часа0,5 часа
Различение в употреблении предлогов В – ИЗ и НА – С. Сложные случаи в построении простых двусоставных и односоставных предложений.1 час1 час-
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Использование различных стилистических фигур. Конструкции с однородными членами предложения; пунктуация в них.3 часа2 часа0,5 часа
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений (согласованных и несогласованных). Понятие грамматической сочетаемости.2 часа1 часа>0,5 часа
Пунктуацияв предложениях с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными с зависимыми словами.2 часа1 час0,5 часа
Правила обособления приложений.1 час1 час0,5 часа
Пунктуация при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных существительными и наречиями.2 часа1 часа0,5 часа
Знаки препинания при обособлении дополнений. Предупреждение стилистических ошибок, связанных с грамматической сочетаемостью. Правила выделения вводных слов и вставных конструкций. 2 часа1 час0,5 часа
Знаки препинания при выделении сравнительных конструкций. Употребление авторских метафоризированных оборотов.1 час1 час0,5 часа
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксические конструкции с союзом И; знаки препинания в таких конструкциях.2 часа1 час0,5 часа
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.4 часа1 час0,5 часа
Употребление тире и двоеточия в сложном бессоюзном предложении.4 часа1 час0,5 часа
Знаки препинания в усложненных синтаксических конструкциях.2 часа1 час-
Знаки препинания при прямой речи и цитировании.1 час1 час0,5 часа
Культура речи.
Правила постановки ударения в словах и грамматических формах частей речи.0,5 часа0,5 часа0,5 часа
Распознавание лексических ошибок. Распознование грамматических ошибок.0,5 часа0,5 часа0,5 часа
Изобразительно-выразительные средства языка и их использование в тексте.0,5 часа0,5 часа0,5 часа
Систематизация сведений о написании сочинения-эссе.0,5 часа0,5 часа0,5 часа
Итоговое тестирование по всему курсу.0,5 часа0,5 часа0,5 часа