Русский язык
Целями усвоения дисциплины «Русский язык» являются:
- cистематизировать сведения слушателей подготовительных курсов о важнейших понятиях орфографии и пунктуации русского языка, о культуре русской речи;
- сформировать представления о системе правил русского правописания и постановки знаков препинания;
- повысить уровень практического владения (устного и письменного) современным русским литературным языком в областях орфографии и пунктуации;
- расширить общегуманитарный кругозор, опирающийся на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка;
- сформировать навыки устного и письменного общения с учетом требований нормативного аспекта речи;
- сформировать представление об орфографии как системе, связанной с лексикой, фонетикой, словообразованием и грамматикой;
- получить представления о графике, орфографии и пунктуации как взаимосвязанных сторонах письма;
- понимать, в каких областях орфографии происходят наиболее существенные изменения, обусловленные проникновением в русских языках, заимствованных слов, написание которых еще не регламентировано орфографическими словарями; повысить уровень коммуникативной компетенции слушателей;
- выработать соответствующие умения и навыки в овладении нормативным аспектом культуры русской речи.
Задачи дисциплины:
- систематизация знаний в области русской орфографии;
- систематизация знаний в области русской пунктуации;
- усвоение нормативного употребления функционирования коммуникативных единиц в текстах разных стилей;
- подготовка к написанию сочинения в форме эссе (для части C1 единого государственного экзамена по русскому языку).
В результате изучения дисциплины слушатель подготовительных курсов должен:
- Знать:
- основные орфографические и пунктуационные правила современного русского языка, а также базовые сведения по культуре речи; коммуникативные качества речи;
- нормы современного русского литературного языка ( орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, стилистические);
- Уметь:
- анализировать единицы каждого языкового яруса (от фонетического до синтаксического);
- выявлять характер наиболее распространенных речевых ошибок и исправлять их; в) определять разновидность изобразительно-выразительных средств русского языка, используемых в различных функциональных стилях;
- Иметь навыки:
- нормированного (с точки зрения современного русского литературного языка) выражения своих мыслей в устной и письменной формах;
- лингвостилистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
- выполнения комплекса текстовых заданий в рамках вступительных испытаний;
- Быть ознакомленным с лингвистической литературой для абитуриентов (в том числе тестовыми заданиями для поступающих в вузы, а также материалами для подготовки к ЕГЭ).
Содержание материала определяет характер упражнений по курсу русского языка – от простых до сравнительно трудных, требующих знания материала в целом, а также особых и исключительно сложных случаев. Учебный материал подается в лекционной части занятий по возрастающей сложности и в такой последовательности, которая позволяет учащимся повторять усвоенное ранее, контролировать свои грамматические навыки, устанавливать степень сознательности и автоматизма их закрепления.
Система тестов по русскому языку применяется не только в качестве контроля и учета знаний обучающихся, но и для закрепления навыков (при повторении), для усвоения грамматических правил (при объяснении нового материала). Тестирование применяется параллельно с диктантами и упражнениями. Тестирование позволяет привить, закрепить, обобщить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, сэкономить учебное время, получить наглядный результат.
Рабочая программа
Количество часов | |||
Тип курса | Всего аудиторных часов | ||
---|---|---|---|
Углублённый | 96 часов | ||
Стандартный | 48 часов | ||
Экспресс | 24 часа |
Темы и распределение времени | |||
Наименования тем, вопросы занятий | Углублённый | Стандартный | Экспресс |
---|---|---|---|
Орфография | |||
Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением и не проверяемых ударением). | 4 часа | 2 часа | 1 час |
Понятие языковых уровней. Стили литературного языка. Содержание лексического уровня. Расширение лексического запаса учащихся. | 2 часа | 1 час | - |
Чередование гласных в корне слов. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
Правописание глухихи звонких согласных. Лексические синонимы, антонимы, амонимы. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Расширение словарного запаса учащихся: развитие речи. | 4 часа | - | 0,5 часа |
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Учение о фразиолгизмах. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв. | 4 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Употребление разделительных Ъ и Ь. Основные понятия орфоэпии. Употребление Ь при обозначении на письме мягкости согласных. Правила произношения согласных. Употребление Ь при обозначении грамматических форм. Правила произвошения отдельных грамматических форм. | 4 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Правописание И и Ы после приставок. Правила произношения безударных гласных. Правописание О и Ё после шипящих и Ц (общие правила). Правила произношения иноязычных слов. | 4 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Правописание имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. И и Е в родительном и предложном падежах. Правописание существительных в родительном падеже множиственного числа. Правописание суффиксов имен существительных. Особенности определения рода и числа у некоторых групп существительных. | 4 часа | 2 часа | 2 часа |
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание притяжательных прилагательных. Способы употребления переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха и др. | 4 часа | 2 часа | 2 часа |
Правописание сложных слов. Трудные случаи правописания сложных имен существительных и прилагательных. Определение рода у сложных существительных. | 4 часа | 2 часа | - |
Основные правила правописания имен числительных, падежные формы количественных числительных. Употребление местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Стилистические фигуры, их использование в художественной речи. | 4 часа | 2 часа | - |
Основные правила правописания имен числительных, падежные формы количественных числительных. Употребление местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Стилистические фигуры, их использование в художественной речи. | 2 часа | 1 часа | - |
Правописание личных окончаний глаголов 1и 2 спряжений. Употребление и правописание разноспрягаемых глаголов. Правописание форм повелительного наклонения глаголов. Правописание инфинитива. Разграничение правописания глаголов в инфинитиве и в 3 лице ед.ч. и мн.ч. | 4 часа | 2 часа | 2 часа |
Образование, употребление и правописание причастий, суффиксы причастий, деепричастий. Использование синтаксических конструкций с причастными и деепричастными оборотами. Стилистические правила их построения. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
Правописание кратких и полных страдательных причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | 2 часа | 2 часа | 2 часа |
Слитное и дефисное правописание наречий. | 4 часа | 1 час | 0,5 часа |
Разделительное написание наречных выражений. Значение, употреблений фразеологизмов. | 4 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание предлогов. Основные стилистические правила употребления предлогов. | 4 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Употребление частицы НЕ. Употребление частицы НИ. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Правила лексического сочетания слов в русском языке. | 2 часа | 1 час | 0,5 часа |
Контрольное тестирование по разделу. Понятия о лексикографии. | 1 час | 1 час | - |
Пунктуация. Простое предложение. | |||
Простое предложениею Некоторые случаи согласования в числе сказуемого и подлежащего. | 1 час | 1 час | - |
Тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях. | 2 часа | 1 часа | 0,5 часа |
Различение в употреблении предлогов В – ИЗ и НА – С. Сложные случаи в построении простых двусоставных и односоставных предложений. | 1 час | 1 час | - |
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Использование различных стилистических фигур. Конструкции с однородными членами предложения; пунктуация в них. | 3 часа | 2 часа | 0,5 часа |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений (согласованных и несогласованных). Понятие грамматической сочетаемости. | 2 часа | 1 часа | >0,5 часа |
Пунктуацияв предложениях с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными с зависимыми словами. | 2 часа | 1 час | 0,5 часа |
Правила обособления приложений. | 1 час | 1 час | 0,5 часа |
Пунктуация при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных существительными и наречиями. | 2 часа | 1 часа | 0,5 часа |
Знаки препинания при обособлении дополнений. Предупреждение стилистических ошибок, связанных с грамматической сочетаемостью. Правила выделения вводных слов и вставных конструкций. | 2 часа | 1 час | 0,5 часа |
Знаки препинания при выделении сравнительных конструкций. Употребление авторских метафоризированных оборотов. | 1 час | 1 час | 0,5 часа |
Сложное предложение. | |||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксические конструкции с союзом И; знаки препинания в таких конструкциях. | 2 часа | 1 час | 0,5 часа |
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 4 часа | 1 час | 0,5 часа |
Употребление тире и двоеточия в сложном бессоюзном предложении. | 4 часа | 1 час | 0,5 часа |
Знаки препинания в усложненных синтаксических конструкциях. | 2 часа | 1 час | - |
Знаки препинания при прямой речи и цитировании. | 1 час | 1 час | 0,5 часа |
Культура речи. | |||
Правила постановки ударения в словах и грамматических формах частей речи. | 0,5 часа | 0,5 часа | 0,5 часа |
Распознавание лексических ошибок. Распознование грамматических ошибок. | 0,5 часа | 0,5 часа | 0,5 часа |
Изобразительно-выразительные средства языка и их использование в тексте. | 0,5 часа | 0,5 часа | 0,5 часа |
Систематизация сведений о написании сочинения-эссе. | 0,5 часа | 0,5 часа | 0,5 часа |
Итоговое тестирование по всему курсу. | 0,5 часа | 0,5 часа | 0,5 часа |