Обществознание
В результате обучения на подготовительных курсах по дисциплине «Обществознание» слушатель должен:
- Знать и понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
- Специфику становления и развития политико-правовой системы в ПМР.
- Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- • Систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и оценочные суждения.
- Быть ознакомлен со спецификацией контрольно-измерительных материалов по предмету и алгоритмом решения заданий.
Рабочая программа
| Количество часов | |||
| Тип курса | Лекционно-практических занятий | Контрольных текстов | Всего аудиторных часов |
|---|---|---|---|
| Углублённый | 64 часа | 32 часа | 96 часов |
| Стандартный | 32 часа | 16 часов | 48 часов |
| Экспресс | 18 часов | 6 часов | 24 часа |
| Темы и распределение времени | |||
| Наименования тем, вопросы занятий | Углублённый | Стандартный | Экспресс |
|---|---|---|---|
| Человек и общество. | |||
| Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). | 2 часа | 2 часа | 1 час |
| Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, ее критерии. | 2 часа | 2 часа | 1 час |
| Мышление и деятельность. Потребности и интересы. | 2 часа | 2 часа | 1 час |
| Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 2 часа | 2 часа | 1 час |
| Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Религия, искусство, мораль. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы). | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Экономика. | |||
| Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Факторы производства и факторные доходы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Социальные отношения. | |||
| Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Социальный конфликт и контроль. Виды социальных норм. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Политика (в том числе в ПМР). | |||
| Понятие власти. Политическая система. Средства массовой информации в политической системе. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Государство, его функции. Органы государственной власти. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Гражданское общество и государство. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Политическая элита и политическое лидерство. Политические партии и движения. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Избирательная кампания. Политический процесс. Политическое участие. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Право (в том числе в ПМР). | |||
| Право в системе социальных норм. Система права. Отрасли права. Понятие и виды юридической ответственности. Законотворческий процесс. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Конституция – основной закон государства. Судебная система. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
| Права человека и правовая культура. | 4 часа | 2 часа | 1 час |
