Информатика и ИКТ
В результате обучения на подготовительных курсах по дисциплине «Информатика и ИКТ» слушатель должен:
- Знать:
- единицы измерения информации;
- принципы кодирования информации;
- системы счисления;
- моделирование;
- правила математической логики;
- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- переменные, типы и структуры данных;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
- Уметь:
- искать кратчайший пусть в графе, осуществлять обход графа;
- подсчитывать информационный объем сообщения;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
- моделирование;
- формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
- оценивать результат работы известного программного обеспечения;
- оперировать массивами данных;
- формулировать запросы к базам данных и поисковым системам;
- анализировать однозначность двоичного кода;
- анализировать обстановку исполнителя алгоритма;
- определять основание системы счисления по свойствам записи чисел;
- анализировать текст алгоритма, записанного на алгоритмическом языке, и моделировать результат его работы при различных входных данных;
- определять мощность адресного пространства компьютерной сети по маске подсети в протоколе TCP/IP;
- осуществлять преобразования логических выражений;
- моделировать результаты поиска в Интернет;
- анализировать тест программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
- построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию;
- реализовать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
- Быть ознакомлен со спецификацией контрольно-измерительных материалов по предмету и алгоритмом решения заданий.
Рабочая программа
Количество часов | |||
Форма обучения | Лекционно-практических занятий | Контрольных текстов | Всего аудиторных часов |
---|---|---|---|
Углублённый | 88 часов | 8 часов | 96 часов |
Стандартный | 44 часа | 4 часа | 48 часов |
Темы и распределение времени | |||
Наименования тем, вопросы занятий | Кол-во часов | ||
---|---|---|---|
Спецификация тестов. Распределение заданий по уровням сложности. Система оценивания. | 1 | ||
Системы счисления. Двоичное представление информации. | 1 | ||
Информационные модели. Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, таблицы, графики). | 2 | ||
Высказывания, логические операции, истинность высказывания. Построение таблиц истинности и логических схем. | 1 | ||
Файловая система организации данных. | 1 | ||
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. | 1 | ||
Технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. | 1 | ||
Технологии обработки информации в электронных таблицах. | 1 | ||
Технологии обработки звука. | 2 | ||
Кодирование и декодирование информации. | 1 | ||
Основные понятия и законы математической логики. | 2 | ||
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | 2 | ||
Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.). | 2 | ||
Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования. | 2 | ||
Чтение данных с помощью диаграмм и графиков. | 1 | ||
Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования. | 1 | ||
Измерение количества информации. | 1 | ||
Системы программирования. Организация циклических алгоритмов. | 1 | ||
Исполнение рекурсивных алгоритмов. | 1 | ||
Решение задач с использованием позиционных систем счисления. | 1 | ||
Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление. | 1 | ||
Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. | 2 | ||
Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала связи. | 2 | ||
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресация в сети. | 1 | ||
Осуществление поиска информации в Интернете. | 1 | ||
Анализ программ, использующих процедуры и функции. | 2 | ||
Построение и преобразование логических выражений. | 2 | ||
Контрольный тест. | 2 | ||
Чтение фрагмента программы на языке программирования и исправление допущенных ошибок. | 2 | ||
Построение дерева игры по заданному алгоритму и обоснование выигрышной стратегии. | 2 | ||
Создание собственных программ (30-5- строк) для решения задач средней сложности. | 2 | ||
Контрольный тест | 2 |
Темы и распределение времени | |||
Наименования тем, вопросы занятий | Кол-во часов | ||
---|---|---|---|
Структура и специфика контрольно-измерительных материалов (ПМР и РФ). Распределение заданий по уровням сложности. Система оценивания. | 2 | ||
Системы счисления. Двоичное представление информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую (А1, 1). | 2 | ||
Решение задач с использованием позиционных систем счисления (В7, 16). | 2 | ||
Выполнение задач из открытого банка заданий КИМов. | 1 | ||
Информационные модели. | 1 | ||
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, таблицы, графики) (А2, 3). | 2 | ||
Алгебра логики. Высказывания, логические операции, истинность высказывания (А3). | 2 | ||
Построение таблиц истинности и логических схем (2). | 2 | ||
Файловая система организации данных (А4, 4). | 2 | ||
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке (А5, 6). | 2 | ||
Технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (А6, 4). | 2 | ||
Технологии обработки информации в электронных таблицах (А7, 7). | 2 | ||
Представление и анализ табличной информации в виде графиков и диаграмм. Чтение данных с помощью диаграмм и графиков (В3, 7). | 2 | ||
Технологии обработки звука (А8, 9). | 2 | ||
Ввод и обработка графических объектов (9). | 2 | ||
Выполнение контрольных тестов. | 2 | ||
Кодирование и декодирование информации (А9, 5). | 2 | ||
Теория множеств. Графическое решение логических задач (А10). | 2 | ||
Основные понятия и законы математической логики, их использовании при решении задач (18). | 2 | ||
Подсчет информационного объема информации (А11, 13). | 2 | ||
Программирование. Алгоритмы работы с массивами данных (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) | 2 | ||
Выполнение алгоритмов из открытого банка заданий КИМов (А12, 19). | 2 | ||
Исполнение алгоритма для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (А13, 14). | 3 | ||
Выполнение контрольных тестов. | 2 | ||
Создание линейных алгоритмов для формального исполнителя с ограниченным набором команд (В1, 6). | 2 | ||
Использование переменных. Операции над переменными различных пиитов в языке программирования (В2). | 2 | ||
Методы измерения количества информации (В4, 10). | 2 | ||
Системы программирования. Организация циклических алгоритмов (В5, 8). | 2 | ||
Исполнение рекурсивных алгоритмов (В6, 11). | 2 | ||
Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление (В8, 20). | 2 | ||
Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания (В9, 15). | 2 | ||
Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала связи (В10, 9). | 2 | ||
Выполнение алгоритмов из открытого банка заданий КИМов. | 2 | ||
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресация в сети (В11, 12). | 2 | ||
Осуществление поиска информации в Интернете (В12, 17). | 2 | ||
Отработка умений анализировать результат исполнения алгоритма (В13, 22). | 3 | ||
Анализ и выполнение программ, использующих процедуры и функции (В14, 21). | 2 | ||
Алгоритмы нахождения максимума и минимума функции на заданном отрезке. | 2 | ||
Отработка умений строить и преобразовывать логические выражения (В15, 23). | 2 | ||
Выполнение контрольных тестов. | 2 | ||
Чтение фрагмента программы на языке программирования, поиск и исправление допущенных ошибок (С1, 24). | 2 | ||
Составление коротких (10-15 строк) простых программ на языке программирования или запись алгоритма на естественном языке (С2, 25). | 4 | ||
Построение дерева игры по заданному алгоритму и обоснование выигрышной стратегии (С3, 26). | 4 | ||
Создание собственных программ (30-45 строк) для решения задач высокого уровня сложности (С4, 27). | 4 | ||
Выполнение контрольных тестов. | 2 |